Новые правила третейского судопроизводства

С 1 сентября 2016 года вступил в силу новый закон, регулирующий арбитраж (третейское разбирательство). Он коренным образом изменил существовавшую ранее систему третейского судопроизводства. Ранее российское законодательство вслед за международными договорами разделяло третейские суды на постоянно действующие (постоянные арбитражные органы) и на создаваемые для разрешения конкретного спора (суды ad hoc).

Новый закон различает третейские суды, «администрируемые постоянно действующим арбитражным учреждением», и осуществляющие арбитраж при отсутствии администрирования со стороны такого учреждения. Последние по традиции называют третейскими судами, образованными сторонами для разрешения конкретного спора. При этом в состав «постоянного» третейского суда стороны могут выбрать любых арбитров, а не только тех, кто включен в список, сформированный постоянно действующим арбитражным учреждением. Стороны арбитража ad hoc, в свою очередь, могут передать постоянно действующему арбитражному учреждению «отдельные функции по администрированию спора». Таким образом, грань между постоянными третейскими судами и третейскими судами ad hoc оказывается размыта и на первый план выходит арбитражное учреждение, выполняющее функции по организационному обеспечению арбитража (по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов), за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.

Определение, данное законом такому учреждению весьма лаконично – подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража. В другой статье закона говорится, что арбитражное учреждение создается при некоммерческой организации. Если раньше постоянно действующий третейский суд представлял собой совокупность арбитров, то из кого состоит арбитражное учреждение, непонятно. Эта неопределенность не помешала законодателю обязать арбитражное учреждение сформировать комитет по назначениям. Из кого состоит комитет по назначениям, непонятно, но его состав формируется не менее чем на две трети путем голосования лицами, входящими в рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения, простым большинством их голосов (должен ли каждый кандидат получить простое большинство, или на голосование выносится сразу список, или голосование должно быть кумулятивным, непонятно). Список этот ведет (не утверждает, не формирует, а именно ведет), конечно же, само учреждение.

Требования к арбитрам, с одной стороны, смягчились, с другой стороны, стали строже. Так, требование о наличии у единоличного арбитра или у председателя коллегии арбитров юридического образования из императивного (обязательного) превратилось в диспозитивное (изменяемое соглашением сторон). Вместе с тем введено требование о минимальном возрасте арбитров, который составляет 25 лет.

Намного более жесткие требования установлены для рекомендованного списка арбитров в целом. В нем должно быть не менее 30 арбитров; не менее трети арбитров должны иметь ученую степень по научной специальности, входящей в перечень, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; не менее половины арбитров должны обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей или арбитров в третейских судах (арбитраже) или в качестве судей федерального суда, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировых судей в течение не менее десяти лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров. Судьей Верховного Суда Российской Федерации, например, можно стать, имея десятилетний стаж работы в области юриспруденции, не обязательно судейский стаж. Одно лицо не может входить в рекомендованные списки арбитров более трех постоянно действующих арбитражных учреждений. Поскольку, как уже говорились, запрещается обусловливать избрание арбитров сторонами арбитража их принадлежностью к списку рекомендованных арбитров, этот список может оставаться списком «свадебных генералов».

Несмотря на неопределенность функций постоянных арбитражных учреждений, процедура их создания крайне сложна. Право создавать их предоставляется актом Правительства РФ, принимаемым на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства, состав которого утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Требования, предъявляемые к некоммерческим организациям, претендующим на право осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения, крайне размыты. Основными такими требованиями являются репутация, масштаб и характер деятельности с учетом состава учредителей (участников). Оценочный характер этих требований позволяет совершенно произвольно предоставлять право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения или отказывать в нем. Исключения в части порядка создания сделаны для Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, но положения о них и так утверждены законом.

Многие нормы нового закона направлены на повышение исполнимости арбитражных соглашений (соглашений о передаче споров в арбитраж). Прямо предусмотрено, что при толковании арбитражного соглашения любые сомнения должны толковаться в пользу его действительности и исполнимости. Установлено, что при перемене лица в обязательстве, в отношении которого заключено арбитражное соглашение, арбитражное соглашение действует в отношении как первоначального, так и нового лица (ранее вопрос о таком «арбитражном правопреемстве» законодательно разрешен не был). Кроме того, предусмотрено, что прекращение постоянно действующего арбитражного учреждения, предусмотренного арбитражным соглашение, не влечет прекращения действия последнего: в таком случае будет считаться, что стороны договорились о разрешении спора арбитражем ad hoc. Новеллой закона является право государственного суда, рассматривающего вопрос об отмене или о приведении в исполнение арбитражного решения, приостановить производство для того, чтобы третейский суд мог возобновить арбитраж и устранить основания для отмены или отказа в принудительном исполнении арбитражного решения. То есть даже в том случае, когда арбитры допустят грубейшие ошибки, законодатель хочет дать им возможность исправить их и, тем самым, сохранить эффективность арбитражного соглашения.

Безусловно положительным изменением является введение института арбитража корпоративных споров. В настоящее время корпоративные споры находятся в исключительной подведомственности государственных арбитражных судов и третейские суды не могут их разрешать. После вступления в силу нового закона такая возможность появится, но только у третейских судов, администрируемых постоянно действующими третейскими учреждениями.

В связи с принятием нового закона внесены изменения в Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже», в Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы РФ, а также в целый ряд других законов.

См.:

Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».