451° процессуальной реформы

Больше года назад Верховный Суд Российской Федерации разработал законопроект, существенным образом реформирующий процессуальное законодательство. В процессе рассмотрения Государственной Думой РФ документ был откорректирован, но большая часть заложенных в него новелл сохранились в финальном тексте, подписанном Президентом.

Обновленный закон исключает понятие «подведомственность», заменяя его «компетенцией». При этом появляется возможность передавать дела, принятые к производству с нарушением компетенции, из арбитражных судов в суды общей юрисдикции и наоборот.

Арбитражное судопроизводство

Изменяется порядок разрешения заявлений об отводе в арбитражном процессе. Сейчас такие заявления должны рассматриваться председателем суда, его заместителями или председателями составов. На практике эти заявления удовлетворялись крайне редко, но их подача использовалась как «фол последней надежды», позволяющий отложить судебное заседание. После вступления поправок в силу заявления об отводе будут рассматриваться судьями, которым отвод заявлен.

Одно из наиболее заметных изменений  касается представительства в судах. Норма о наличии у представителей юридического образования несколько лет назад появилась в Кодексе административного судопроизводства РФ. Теперь аналогичные требования будут включены в Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы РФ. Представителями в судах, кроме районных судов и мировых судей, теперь смогут стать только адвокаты и иные лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Исключения сделаны для патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве и профессиональных союзов по трудовым спорам. Впрочем, от имени организаций по-прежнему смогут выступать их руководители.

Увеличены сроки рассмотрения дел – с трех до шести месяцев, по общему правилу, и с шести до девяти месяцев в связи с особой сложностью дела или со значительным числом участников процесса. На практике арбитражные суды редко укладывались в трехмесячный срок рассмотрения дела, так что эта поправка просто приводит закон в соответствие с реальностью.

Судье будет предоставлено право определять «продолжительность выступлений» в судебных заседаниях. Учитывая, что расписания зачастую отводят на каждое заседание по пять минут, такая поправка может привести к существенному ущемлению прав участников процесса. Кроме того, у председательствующего право ограничить выступление участника судебного разбирательства.

Повышен порог цены иска для дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, – с пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей для юридических лиц и с двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей. При этом вступление в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, перестает быть основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Изменяется категория споров, по которым может быть выдан судебный приказ: цена требования увеличивается с четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, при этом исключается указание на то, что обязательства признаются должником.

Предусмотрено единоличное рассмотрение апелляционных жалоб на определение арбитражных судов. Исключение сделано для определений по делам о банкротстве, апелляционные жалобы на которые по-прежнему будут рассматриваться коллегиями из трех судей.

Суды общей юрисдикции

Суд общей юрисдикции, если установит, что поступившее к нему заявление по гражданскому делу должно рассматриваться им в порядке административного производства, может перейти к такому рассмотрению и наоборот.

Расширен перечень судебных актов имеющих преюдициальное значение. Теперь к ним буду относиться не только приговоры, но и иные постановления суда по уголовному делу, а в судах общей юрисдикции – еще и постановления суда по делу об административном правонарушении.

С шести до трех месяцев сокращены сроки подачи заявления о возмещении судебных расходов. При этом законодательно урегулированы условия и порядок возмещения судебных издержек третьих лиц.

Лицо, обращающееся в суд общей юрисдикции, также как и участник арбитражного процесса, теперь должно будет самостоятельно направить другим участника дела копии искового заявления, апелляционной жалобы и приложенных к ним документов.

В Гражданский процессуальный кодекс РФ включена новая глава, регулирующая примирительные процедуры и мировое соглашение, и в основном закрепившая в законе те правила, которые уже применялись в судебной практике. Также добавлено новое основание для обязательного приостановления производства по делу – установление судом срока для примирения сторон (до истечения этого срока). Такая формулировка создает простор для злоупотреблений и позволяет суду нарушать разумные сроки рассмотрения дел. Аналогичное право будет предоставлено суду и Кодексом административного судопроизводства РФ.

Существенно изменен порядок рассмотрения кассационных жалоб в судах общей юрисдикции. Вводится институт «сплошной» кассации, который давно существует в системе арбитражных судов. Кассационные жалобы будут подаваться через суд первой инстанции, который вместе с делом направит ее в суд кассационной инстанции, в качестве которого будут выступать создаваемые сейчас кассационные суды общей юрисдикции. Все кассационные жалобы и представления, поданные без формальных нарушений, будут приниматься к производству.

Кассационные жалоба и представления, кроме жалоб и представлений на судебные приказы, решения и определения мировых судей, определения (в т.ч. апелляционные) районных судов, решения и определения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, будут рассматриваться в судебных заседаниях коллегиальным составом судей.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке станут несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, а также нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права, причем не только существенные нарушения, как это предусмотрено действующей редакцией закона.

Институт «сплошной» кассации также вводится в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Кроме того, КАС РФ дополнен новыми главами, регулирующими производство по делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, включая Интернет, информацией, распространение которой запрещено, а также производство по делам о признании информационных материалов экстремистскими.

Эти многочисленные поправки вступят в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции. Решение об этом дне Верховный Суд Российской Федерации должен объявить не позднее 1 октября 2019 года.

Федеральный закон от 28.11.2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»