LEGAL ALERT: COVID-19: Налоговое законодательство

СКАЧАТЬ LEGAL ALERT: COVID-19: НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО >>>

1 апреля 2020 года в рамках принятия мер по смягчению негативных последствий пандемии COVID-19 Президент РФ подписал Федеральный закон № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

На период сложной эпидемиологической обстановки, связанной с распространением коронавирусной инфекции, мы подготовили обзор наиболее актуальных материалов, которые помогут разобраться во всех юридических нюансах и правовых сложностях ведения бизнеса в новых реалиях.

LEGAL ALERT: COVID-19: Налоговое законодательство


ЕВГЕНИЙ СУРДИН
старший юрист Maxima Legal 

Е     e.surdin@maximalegal.ru

 

LEGAL ALERT: COVID-19: Налоговое законодательство


НАТАЛЬЯ ДЕМИНА 
старший юрист Maxima Legal 

Е     n.demina@maximalegal.ru

 

LEGAL ALERT: COVID-19: Налоговое законодательство

 

НАТАЛЬЯ ДЯТЛОВА 
партнер Maxima Legal 

Е     n.diatlova@maximalegal.ru

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО   

ПОВЫШЕНИЕ СТАВКИ НА ДИВИДЕНДЫ  

  • Что сказал Президент в своем обращении 25 марта 2020 года?

Все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом. Поэтому предлагаю для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов предусмотреть ставку налога на такие дивиденды 15%. Естественно, это потребует корректировки наших соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. Прошу Правительство организовать такую работу. Если же иностранные партнеры не примут наше предложение, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке. Начнем с тех стран, через которые проходят значительные ресурс российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей стороны.

  • Что это означает?

Данная часть обращения Президента оставляет много вопросов. Речь идет о принятии мер по повышению налога у источника при выплате в страны, с которыми у России заключены международные соглашения.

Обычно по выплачиваемым организациями дивидендам в случае, если конечным получателем дохода в виде дивидендов является лицо, не признаваемое налоговым резидентом РФ, в России удерживается налог по пониженной ставке — в зависимости от условий конкретного международного соглашения. Как правило, ставка составляет 5% или 10%. В случае, если соглашение об избежание двойного налогообложения отсутствует, применяется ставка 15%.

Министерство финансов РФ опубликовало разъяснения, что изменения коснутся так называемых «транзитных» юрисдикций. Данного термина не содержится в законодательстве, однако можно предположить, что подразумеваются юрисдикции, используемые как прослойка между РФ и офшорными юрисдикциями в силу льготных условий соглашений об избежании двойного налогообложения и местного налогового законодательства.

В налоговом законодательстве и судебной практике закреплены правила, при которых налоговые органы применяют концепцию «фактического получателя дохода» и доначисляют налог по ставке 15% (если выплата дивидендов проходит через государство, с которым у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, а затем выплата попадает в страну без соглашения, при этом промежуточная юрисдикция используется исключительно с целью применения льгот, предусмотренных международными соглашениями).

В настоящий момент список стран, с которыми будет осуществляться пересмотр соглашений, еще не определен. Вероятно, это будут Кипр, Швейцария, Нидерланды и некоторые другие страны, наиболее популярные у российских граждан и бизнеса в силу наиболее национального режима налогообложения и положений соглашения об избежании двойного налогообложения.

31 марта Минфин России направил официальное письмо в Министерство финансов Республики Кипр с предложением подписать новый Протокол к соглашению об избежании двойного налогообложения, содержащий изменения, озвученные Президентом в его послании, однако предлагаемая формулировка нормы о налоговых ставках на доходы в виде дивидендов и процентов, пока не опубликована.

Существует мнение, что нововведения, оглашенные Президентом – не более, чем начало имплементации многосторонней конвенции MLI, подписанной Россией в 2018 г. (Multilateral Convention to Implement Tax Treaty Related Measures to Prevent Base Erosion and Profit Shifting). Положения указанной конвенции как раз и направлены на борьбу со злоупотреблением положениями соглашений об избежании двойного налогообложения.

Мы рекомендуем клиентам оценить механизмы выплаты дивидендов в собственных структурах и при необходимости принять меры по их пересмотру.

ПРОЦЕНТНЫЙ ДОХОД ГРАЖДАН, ЧЕЙ ОБЩИЙ ОБЪЕМ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ ИЛИ ИНВЕСТИЦИЙ В ДОЛГОВЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ ПРЕВЫШАЕТ 1 МЛН РУБЛЕЙ, БУДЕТ ОБЛАГАТЬСЯ НДФЛ В РАЗМЕРЕ 13% 

  • Что сказал Президент в своем обращении 25 марта 2020 года?

Предлагаю для граждан, чей общий объём банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 миллион рублей, установить налог на процентный доход в размере 13%. То есть, повторю, не сам вклад, а только проценты, получаемые с таких вложений, будут облагаться налогом на доходы физических лиц.

Подчеркну, такая мера затронет лишь порядка одного процента вкладчиков. При этом условия для размещения средств в российских банках по-прежнему останутся привлекательными и одними из самых высокодоходных в мире.

  • Что это означает?

В соответствии с пунктом 2 статьи 214.2 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде процентов по рублевым вкладам (остаткам на счетах), которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную на пять процентных пунктов, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу (остатку на счете) не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу (остатку на счете) превысила ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную на пять процентных пунктов, прошло не более трех лет.

Под данную норму подпадают практически все рублевые вклады, ставка по которым, в среднем, не превышает размер ключевой ставки ЦБ РФ, увеличенную на 1-2%.

Таким образом, сейчас практически все рублевые вклады в банках не облагаются налогом на доходы физических лиц.

Советом Федерации 31 марта был принят законопроект № 862653-7, в котором сформулированы описываемые поправки.

В соответствии с законопроектом, проценты по всем вкладам, превышающие произведение 1 млн и ключевой ставки ЦБ РФ, будут облагаться налогом.

При этом, установлен специальный порядок исчисления и уплата налога с доходов от процентов по вкладам. Банки не будут являться налоговыми агентами по указанным доходам, однако законопроектом вводится их обязанность по уведомлению налоговых органов о суммах дохода, полученных налогоплательщиком. Налогоплательщик уплачивает налог с таких доходов на основании уведомлений налогового органа не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным. В налоговую декларацию такие доходы включать не нужно.

Мы рекомендуем клиентам учитывать указанные потенциальные изменения в законодательстве при планировании своих инвестиционных решений.

ВОЗМОЖНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОГО ДЛИТЕЛЬНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ В СВЯЗИ С ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫМИ МЕРАМИ, ПРЕДОТВРАЩАЮЩИМИ РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОРОНАВИРУСА 

Вынужденное пребывание физических лиц на территории РФ в течение определенного времени влечет риски признания контролируемых ими иностранных компаний имеющими налоговое присутствие на территории РФ. Это связано с тем, что если ранее руководитель мог таким образом планировать принятие решение, контроль ведения деятельности, переговоры, подписание документов, чтобы организация не подпадала под критерии налогового резидентства или постоянного представительства, то сейчас контроль приходится полностью вести из России.

Кроме того, имеются риски нарушения нормального режима взаимодействия с партнерами, юристами, аудиторами, банками в других странах.

Мы призываем клиентов не забывать об указанном потенциальном риске и выработать план по их минимизации в каждом конкретном случае.

Настоящее сообщение носит исключительно информационный характер и не является консультацией или иным результатом оказания юридических услуг. Просим Вас воздержаться от принятия юридически значимых решений, основанных исключительно на данном сообщении, которое по своему характеру не может учитывать всех фактических обстоятельств ведения Вашей деятельности и исчерпывающим образом описывать все относящиеся к Вашему случаю правовые нормы. Любые решения, основанные на данном сообщении, Вы принимаете исключительно на собственный страх и риск и соглашаетесь с тем, что Максима Лигал (ООО) не будет возмещать никакие связанные  с этим убытки. При необходимости получения профессиональной помощи по данному вопросу, пожалуйста, свяжитесь с нами с помощью контактов, указанных в настоящем сообщении.

СКАЧАТЬ LEGAL ALERT: COVID-19: НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО >>>