Обзор изменений в сфере IT за 2 квартал 2020 года

СКАЧАТЬ LEGAL ALERT: ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЗА 2 КВАРТАЛ 2020 ГОДА >>>

Представляем вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования информационных технологий за 2 квартал 2020 года.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЗОРА

Настоящее сообщение носит исключительно информационный характер и не является консультацией или иным результатом оказания юридических услуг. Просим вас воздержаться от принятия юридически значимых решений, основанных исключительно на данном сообщении, которое по своему характеру не может учитывать всех фактических обстоятельств ведения вашей деятельности и исчерпывающим образом описывать все относящиеся к вашему случаю правовые нормы. Любые решения, основанные на данном сообщении,  вы принимаете исключительно на собственный страх и риск и соглашаетесь с тем, что Максима Лигал (ООО) не будет возмещать никакие связанные  с этим убытки.

При необходимости получения профессиональной помощи по данному вопросу, пожалуйста, свяжитесь с нами с помощью контактов, указанных в настоящем сообщении.

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

23 июня 2020 года был принят закон, который внес изменения в правила идентификации личности при создании электронных подписей.

Согласно принятым законом поправкам, с 1 апреля 2021 года граждане РФ смогут получить усиленную неквалифицированную подпись онлайн, без личного присутствия.

Подтвердить свою личность при получении усиленной неквалифицированной подписи можно будет с помощью простой электронной подписи «Госуслуг».

Федеральный закон от 23.06.2020 № 183-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[1]

ИЗМЕНЕНЫ СРОКИ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПОПРАВОК, КАСАЮЩИХСЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

В связи с распространением коронавирусной инфекции поправки к закону об электронной подписи, принятые еще в декабре 2019 года, были изменены. Отметим, что изменения, которые были внесены Федеральным законом в 2019 году, касались, в частности:

  • уточнения полномочий федеральных органов в области использования электронной подписи;
  • изменения объема обязанностей субъектов электронного взаимодействия в рамках использования усиленных электронных подписей;
  • закрепления требований к аккредитованным удостоверяющим центрам;
  • появления требований к порядку аккредитации таких центров;
  • установления федерального государственного надзора в сфере использования электронных подписей;
  • изменения правил использования электронных подписей физическими лицами, юридическими лицами и прочими субъектами электронного взаимодействия;
  • введения правил оформления доверенностей, необходимых для использования квалифицированных электронных подписей.

Принятым законом  были изменены сроки вступления в силу следующих положений:

  • правила использования электронных подписей физическими лицами, юридическими лицами и прочими субъектами электронного взаимодействия начнет действовать с 1 января 2022 года;
  • удостоверяющие центры, получившие аккредитацию до дня вступления в силу изменений в закон об электронной подписи, вправе создавать и выдавать квалифицированные сертификаты в течение всего срока действия аккредитации, не позднее чем до 1 июля 2021 года;
  • изменения, касающиеся порядка аккредитации удостоверяющих центров, а также их полномочий по хранению ключей электронной подписи, а также обязанностей по информированию держателей электронной подписи о порядке ее использования, вступят в силу с 1 января 2021 года;
  • кроме того, до 1 января 2021 года также отложено вступление в силу положений в части деятельности доверенной третьей стороны – юридического лица, которое будет осуществлять деятельность по проверке электронной подписи в документах. Ранее предполагалось, что эти нормы вступят в силу с 1 июля этого года.

Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»[2]

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПОДГОТОВИЛО ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Согласно проекту постановления Правительства РФ государственные органы и учреждения, юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые относятся к субъектам критической информационной инфраструктуры (КИИ), должны будут перейти на преимущественное использование российского ПО и оборудования.

Согласно проекту переход на преимущественное использование российского ПО необходимо осуществить до 1 января 2021 года, а на преимущественное использование российского ПО — до 1 января 2022 года.

Отмечается, что Правительство РФ будет наделено полномочиями по утверждению требований к ПО и оборудованию, используемому субъектами КИИ, а также порядка перехода на преимущественное использование российского ПО и оборудования.

Также устанавливается, что оборудование, используемое на объектах КИИ, должно будет внесено в единый реестр российского программного обеспечения.

Представляется, что внесение соответствующих требований как к самому ПО и оборудованию, так и к порядку перехода к его использованию существенно повлияет на развитие российского рынка ПО и оборудования, ввиду достаточно широкого спектра объектов КИИ. Напомним, что к ним относятся, в том числе, система здравоохранения, наука и связь.

Кроме того, у разработчиков появляется дополнительный стимул для включения программ в реестр российского ПО.

Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении требований к программному обеспечению и оборудованию, используемому на объектах критической информационной инфраструктуры, и порядка перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения и оборудования»

Проект указа Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности в экономической сфере при использовании программного обеспечения и оборудования на объектах критической информационной инфраструктуры»

(подготовлены Минкомсвязью России, ID проекта 01/03/05-20/00102172)[3]

 

МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ C ПИРАТСКИМ КОНТЕНТОМ БУДУТ БЛОКИРОВАТЬСЯ

Принят закон, устанавливающий процедуру блокировки мобильных приложений с пиратским контентом.

Согласно нововведениям Роскомнадзор должен будет направлять уведомления владельцам информационных ресурсов, на которых размещены мобильные приложения, о нарушениях авторских и смежных прав. Фактически адресатами таких уведомлений выступят маркетплейсы (в том числе App Store и Google Play).

В уведомлении должны быть указаны, в частности, объект нарушения, а также правообладатель. Маркетплейс в течение одного дня должен сообщить о претензиях владельцу приложения, а тот – ограничить доступ к незаконному контенту.

Если владелец мобильного приложения не устранит нарушение в установленный срок, маркетплейс будет обязан ограничить доступ к соответствующему приложению.

При бездействии маркетплейса блокировка, как и в других подобных случаях, будет осуществляться при помощи операторов связи.

Закон вступит в силу с 1 октября 2020 года.

Федеральный закон от 08.06.2020 № 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[4]

 

РОСКОМНАДЗОР СНЯЛ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА К МЕССЕНДЖЕРУ TELEGRAM

18 июня 2020 года на сайте Роскомнадзора появилась информация о том, что по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ было принято решение о снятии требования по ограничению доступа к мессенджеру Telegram.

Также в заявлении Роскомнадзора было отмечено, что органом позитивно оценивается готовность противодействовать терроризму и экстремизму, высказанная основателем Telegram, Павлом Дуровым.

Напомним, что Telegram был заблокирован в апреле 2018 года после отказа предоставить ФСБ России ключи оконечного шифрования к перепискам его пользователей. Несмотря на введенные ограничения, сервис преимущественно бесперебойно функционировал на территории России.

Параллельно с этим, в законодательство были предложены поправки, запрещающие блокировку ресурсов, которые используются государственными органами как официальные сервисы распространения информации. Из пояснительной записки следует, что к таким сервисам предлагается отнести, в том числе Telegram, блокировка которого отмечается авторами инициативы как бессмысленная.

Заявление Роскомнадзора о мессенджере Телеграмм от 18 июня 2020 года[5]

Законопроект № 972279-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[6]

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ГИС ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СТАНЕТ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ

Правительство РФ установило, что данные, которые включены в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса, относятся к информации ограниченного доступа (за исключением информации, доступ к которой не может быть ограничен в силу закона).

Кроме того, постановлением также установлен примерный перечень информации, в отношении которой недопустимо ограничивать доступ. К таким сведениям относится, например, аналитическая информация, полученная в результате обобщения, классификации, систематизации информации, в том числе в виде выводов, предложений, рекомендаций, прогнозов, в сфере российского топливно-энергетического комплекса, а также информация, которая является общедоступной (о программах перспективного развития электроэнергетики и пр.) и пр.

Устанавливается, что информация, которая является конфиденциальной, а также сведения, составляющие коммерческую тайну или иную охраняемую законом тайну, после их включения в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса будут признаваться информацией ограниченного доступа.

Постановление Правительства РФ от 13.06.2020 № 856 «О внесении изменений в Положение о порядке доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса»[7]

 

В МОСКВЕ ПРОЙДЕТ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ПРИМЕНЕНИЮ «МОБИЛЬНОГО ИДЕНТИФИКАТОРА» ВМЕСТО ПАСПОРТА

Граждане города Москвы смогут установить на мобильный телефон или планшетный компьютер приложение «Мобильный идентификатор», в котором будет сформирована вся необходимая информация в электронном виде, что позволит использовать приложение вместо паспорта РФ.

Эксперимент является добровольным, в нем смогут принять участие все совершеннолетние граждане, зарегистрированные в Москве. Для участия в эксперименте необходимо будет активировать мобильное приложение, установив его и затем предоставив в пилотный многофункциональный центр заявление на активацию мобильного приложения, паспорт, согласие на обработку персональных данных, а также сведения об учетной записи в «Госуслугах».

В рамках функционирования приложения будет предоставлен доступ к следующей информации:

  • фамилия, имя, отчество;
  • пол;
  • дата рождения;
  • место рождения;
  • фотография;
  • сведения о регистрации по месту жительства;
  • сведения о ранее выданных паспортах;
  • сведения о семейном положении;
  • СНИЛС, ИНН.

Следует отметить, что участвующий в эксперименте гражданин должен самостоятельно обеспечивать сохранность сведений, связанных с применением приложения «Мобильный идентификатор».

Проект Постановления Правительства РФ «О проведении на территории города Москвы эксперимента по созданию, активации и применению мобильного приложения «Мобильный идентификатор» взамен основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, при предоставлении отдельных государственных, муниципальных и иных услуг» (подготовлен Минкомсвязью России, ID проекта 01/01/05-20/00102417)[8]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ ПОДТВЕРДИЛ ПРАВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОБРАЩАТЬСЯ С ИСКАМИ К ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСАМ В РОССИЙСКИЕ СУДЫ

9 июня 2020 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела  дело по иску нескольких пользователей к Facebook.

Несколько граждан предъявили требования к сети в связи с нарушением условий пользовательского соглашения. Истцы требовали, в том числе, запретить ответчику немотивированную блокировку и удаление аккаунтов в Facebook.

Судами первой и апелляционной инстанции исковое заявление было возвращено ввиду неподсудности.

Судом первой инстанции было указано на отсутствие каких-либо правоотношений между сторонами, ввиду того, что истцы не являются потребителями по отношению к ответчику, ввиду того, что какие-либо услуги ответчик истцам не оказывал. Суд апелляционной инстанции также указал, что, поскольку истцы не являются потребителями, исковое заявление должно предъявляться в суд по месту нахождения ответчика в США.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оценив имеющиеся материалы, пришла к выводу, что суды неправомерно отказались рассматривать спор с Facebook.

При этом Верховный Суд РФ обосновывал свою позицию следующим:

  • оспариваемые действия ответчика, который «осуществлял незаконный сбор его персональных данных, а также распространял рекламу, направленную на привлечение внимания пользователей, находящихся в Российской Федерации», имели направленность на российских пользователей;
  • спор вытекает из пользовательского соглашения социальной сети, исполнение которого должно осуществляться по месту нахождения пользователя – в России.

Дело было направлено в суд первой инстанции, чтобы он повторно рассмотрел вопрос о принятии искового заявления к производству.

Данное определение содержит важный вывод для дальнейшей правоприменительной практики, закрепляя, что местом исполнения пользовательского соглашения является местонахождение пользователя (а не, например, адрес сервис-провайдера или место нахождения вычислительных мощностей).

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2020 № 5-КГ20-49, М-10004763/19[9]

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОЛУЧИТ ПОЛНОМОЧИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ С УЧАСТИЕМ АГРЕГАТОРОВ

С 5 мая 2020 года полномочия Правительства РФ издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг) распространяются и на владельцев агрегаторов в сети Интернет.

Напомним, что ранее такие полномочия распространялись на изготовителей товаров, исполнителей работ или услуг, уполномоченные организации или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, а также импортеров товаров.

Соответствующие изменения обусловлены поправками Закон о защите прав потребителей, внесенными в 2018 году и появлением в нем фигуры интернет-агрегатора.

Федеральный закон от 24.04.2020 № 144-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»[10]

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДЕТ УСТАНОВЛЕН В МОСКВЕ

На следующие 5 лет будет введен эксперимент по введению особого регулирования в отношении технологий искусственного интеллекта на территории города Москвы. Экспериментальный режим направлен на апробацию технологий искусственного интеллекта и результатов его применения для их постепенного внедрения в различных сферах жизни.

Правительством Москвы будут установлены условия и порядок разработки, создания, внедрения, реализации и оборота технологий искусственного интеллекта, порядок использования результатов их применения и пр.

Кроме того, Правительством Москвы будет вестись реестр участников экспериментального правового режима, в который будут вноситься участники на основании поданных ими заявок.

Участниками эксперимента смогут стать такие юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы в Москве и осуществляют деятельность по разработке, созданию, внедрению, реализации или обороту технологий искусственного интеллекта.

В рамках эксперимента субъекты экономической деятельности, являющиеся участниками эксперимента, смогут получить доступ к обработке персональных данных, полученных в результате обезличивания, на основании соглашений с уполномоченным органом.

По окончании экспериментального режима в июле 2025 года Правительству РФ будет предоставлен отчет о целесообразности закрепления регулирования на федеральном уровне.

Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»[11]

 

БАНК РОССИИ РАЗЪЯСНИЛ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ В СВЯЗИ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Если у клиента имеется действительный квалифицированный сертификат, выданный аккредитованным удостоверяющим центром, действующим на момент его выдачи, то, по мнению ЦБ РФ, нельзя требовать обязательного получения клиентом квалифицированного сертификата у обслуживающего банка.

В таких случаях, при применении усиленной квалифицированной электронной подписи сделка может проводиться без личного присутствия, что позволяет избежать необходимости подтверждать  личность владельца электронной подписи в очном порядке.

Информационное письмо Банка России от 10.04.2020 № ИН-014-56/58 «О применении усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении сделки без необходимости личного присутствия клиента»[12]

 

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН СИЛАМИ ПРАКТИКИ IP/IT MAXIMA LEGAL

 

Обзор изменений в сфере персональных данных за 1 квартал 2020 года


МАКСИМ АЛИ  
старший юрист Maxima Legal 

Е     m.ali@maximalegal.ru

 

[1] https://rg.ru/2020/06/26/izmeneniya-dok.html

[2] https://www.pnp.ru/law/2020/06/08/federalnyy-zakon-166-fz.html

[3] https://regulation.gov.ru/p/102172

[4] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006080030

[5] https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news73050.htm

[6] https://sozd.duma.gov.ru/bill/972279-7

[7] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006170007

[8] https://regulation.gov.ru/projects#npa=102417

[9] http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1894460

[10] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004240047

[11] https://rg.ru/2020/04/28/tehnologii-dok.html

[12] https://cbr.ru/StaticHtml/File/59420/20200410_in_014_56-58.pdf

 

СКАЧАТЬ LEGAL ALERT: ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЗА 2 КВАРТАЛ 2020 ГОДА >>>