Обзор ключевых изменений в регулировании интеллектуальной собственности и IT за 2019 год

ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

  1. В России появится новый объект интеллектуальной собственности – «географическое указание»

 С 27 июля 2020 года появится возможность регистрировать и защищать новый объект интеллектуальной собственности – географическое указание. Географическое указание будет выступать объектом, с помощью которого можно идентифицировать производимый в регионе товар.

Появление гражданско-правового института географических указаний обусловлено вступлением Российской Федерации в ВТО* и принятием обязательств по приведению национального законодательства в соответствие с международными нормами.

Географическим указанием будет признаваться любое обозначение, которое идентифицирует товар и отвечает следующим условиям:

  • товар происходит с территории географического объекта, с которым в значительной степени связаны определенные характеристики такого товара;
  • на территории географического объекта осуществляется хотя бы одна из стадий производства товара, которая оказывает существенное влияние на характеристики товара.

Процедура предоставления правовой охраны географическим указаниям является более простой по сравнению с регистрацией аналогичных объектов – наименований мест происхождения товара.

Дело в том, что регистрация последних предусматривает ряд жестких требований, которые на практике редко выполнимы, в числе которых следующие:

  • все стадии производства товара, влияющие на формирование характеристик товара, должны проходить на территории географического объекта;
  • наличие заключения уполномоченного ведомства, подтверждающего особые свойства товара, связанные с географическим объектом, на территории которого он был произведен.

В связи с этим на сегодняшний день в России зарегистрировано чуть больше 200 наименований мест происхождения товара. Для сравнения, количество товарных знаков, зарегистрированных в России, достигло значения 744 067.

Ожидается, что предложенные законодателем изменения предоставят возможность охраны указаниям, которые сейчас невозможно зарегистрировать в качестве наименований мест происхождения товаров. Преодоление такого регистрационного барьера повысит привлекательность российских товаров за рубежом и будет способствовать развитию производств в различных регионах России.

Федеральный закон от 26.07.2019 № 230-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

 2. Верховный Суд РФ впервые за 10 лет дал глобальные разъяснения по вопросам защиты интеллектуальной собственности

Чтобы унифицировать практику судов по делам о защите интеллектуальной собственности, в апреле 2019 года Верховный Суд РФ опубликовал новые разъяснения к четвертой части Гражданского кодекса РФ.

Ввиду того, что новые разъяснения были даны взамен существующих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ**, которые до этого использовались судами на протяжении десятилетия, многие из положений, закрепленных в нем, уже требовали дополнительных разъяснений, ряд вопросов в целом не были затронуты в тексте того постановления.

В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ в новом постановлении не только  скорректировал уже данные им разъяснения, но также подготовил множество принципиально новых разъяснений, затрагивающих, в том числе, вопросы подсудности, доказывания, компенсации и пр. Можно выделить следующие разъяснения:

Разъяснения по общим вопросам защиты интеллектуальных прав:

  • в случае если лицо использует один объект интеллектуальной собственности, но различными способами, это будет являться одним нарушением, если такие способы направлены на достижение единой экономической цели;
  • установлены требования к скриншотам для их принятия судом в качестве допустимого доказательства. Так, скриншоты должны быть заверены участником дела, а также иметь указание  точного времени и адреса интернет-страницы;
  • установлена возможность истребовать доказательства у ответчика или третьих лиц в  случае невозможности их представления.

Разъяснения по вопросам авторского права:

  • использование материалов работодателя для создания произведения само по себе не означает, что такое произведение является служебным;
  • условие о соавторстве может содержаться не только в соглашении между авторами, но также и в соглашениях, которые каждый автор в отдельности заключил с третьим лицом.

Разъяснения, касающиеся вопросов по товарным знакам:

  • банкротство правообладателя не является уважительной причиной неиспользования им товарного знака;
  • нарушением исключительного права на общеизвестный товарный знак может являться не только использование доменного имени, но и сам по себе факт регистрации доменного имени, тождественного этому общеизвестному товарному знаку или сходного с ним  до степени смешения;
  • использование ключевых слов, тождественных или сходных до смешения с чужим товарным знаком или иным средством индивидуализации, в контекстной рекламе не является нарушением прав на товарный знак, но может быть признано недобросовестной конкуренцией.

Это лишь малая часть новых разъяснений Пленума Верховного Суда РФ. Всего новые разъяснения содержат 182 пункта и охватывают многие проблемные аспекты, выявленные в судебной практике.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»

 ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 1. Принят закон о регулировании рынка электронных платежей

Президентом Российской Федерации 3 июля 2019 года был подписан Федеральный закон, вводящий изменения в Федеральный закон «О национальной платежной системе», связанные с развитием платежных сервисов и появлением новых участников платежного процесса.

В соответствии с принятыми изменениями определяются правила взаимодействия банка и организаций-поставщиков платежных приложений, таких как ApplePay, SamsungPay, GooglePay, MirPay.

Основными новеллами регулирования рынка электронных платежей являются:

  • определение правил взаимодействия банка и поставщика платежного приложения для безналичных переводов средств, в том числе выполнение требований Банка России к защите информации;
  • установление обязанности операторов по переводу денежных средств (то есть кредитных организаций) по предоставлению в Банк России сведений, о поставщиках платежных приложений Вводится регулирование деятельности платежных агрегаторов (в законе указаны как банковские платежные агенты), которые привлекаются операторами по переводу денежных средств для перевода электронных денег. Согласно положениям закона такие платежные агрегаторы обеспечивают эквайринг, то есть подключают и обеспечивают онлайн-платежи физических лиц для торгово-сервисных предприятий, онлайн магазинов и платформ электронной коммерции. Положения, касающиеся платежных агрегаторов, начнут действовать с 31.12.2019;
  • на платежных агрегаторов также возлагается обязанность по использованию отдельного банковского счета при переводе денег в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с использованием электронных средств платежа,   а также по идентификации физических лиц и соблюдении требования информационной безопасности.

Федеральный закон от 03.07.2019 № 173-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 2. Принят закон о цифровых правах

1 октября 2019 года вступили в силу изменения в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым была введена новая статья 141.1, закрепляющая понятие «цифровых прав».

Цифровыми правами признаются обязательственные и иные права. Содержание и условия осуществления цифровых прав определяются в соответствии с правилами информационной системы. При этом распоряжение цифровыми правами возможно только в информационной системе без обращения к третьему лицу (например, блокчейн).

Тем же законом внесен ряд точечных изменений в Гражданский кодекс РФ. В частности, усовершенствованы правила заключения договоров и иных сделок. Основным нововведением является приравнивание волеизъявления посредством электронных и других технических средств к волеизъявлению, выраженному в письменной форме.

Также в законе отмечается, что требование о наличии подписи считается выполненным, если можно достоверно определить лицо, выразившее волю. Однако Закон при этом прямо устанавливает, что данные правила не распространяются на составление завещаний.

Кроме того, положения принятого Закона уточняют, что на собраниях, на которых решения принимаются посредством заочного голосования, голосование может быть осуществлено с помощью электронных или иных технических средств.

Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»3. 

3. Принят закон, определяющий правила вложения и привлечения инвестиций через краудинвестинг

Принятый закон призван урегулировать отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ (краудинвестинг).

Законом вводится понятие «инвестиционная платформа», посредством которой бизнес сможет найти инвесторов и наоборот и заключать договоры инвестирования. Кроме того, к оператору инвестиционной платформы закон также содержит требования к оператору такой  инвестиционной платформы. Так, например, инвестиционную платформу может создать компания, размер собственного капитала которой составляет не менее 5 млн рублей.

Контролировать работу площадок будет Банк России, который создаст реестр операторов инвестиционных платформ. Заниматься организацией краудинвестинга смогут только такие платформы, которые включены в данный реестр.

Инвестировать через такие платформы смогут любые российские граждане и юридические лица. Одной из особенностей инвестирования физическими лицами является финансовое ограничение, в соответствии с которым физические лица смогут инвестировать через краудинвестинг не больше 600 тысяч рублей в год.

При этом статьей 5 закона установлено, что инвестировать с использованием инвестиционной платформы можно только безналичными денежными средствами, и только следующими  способами:

  • путем предоставления займов;
  • путем приобретения эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы, за определенными законом исключениями;
  • путем приобретения утилитарных цифровых прав (принадлежность которых конкретным владельцам будет закреплена в цифровом свидетельстве).

Утилитарные цифровые права урегулированы в статье 8 закона и относятся в разновидности «цифровых прав», которые являются предметом Федерального закона от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. предыдущий раздел).

В инвестиционной платформе смогут приобретаться, отчуждаться и осуществляться следующие утилитарные цифровые права:

  • право требовать передачи вещи (вещей);
  • право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг;
  • право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности.

При этом утилитарными признаются цифровые права, если они изначально возникли в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы. Распространено мнение, что такими утилитарными цифровыми правами можно будет признать электронные сертификаты (купоны, ваучеры) на получение конкретных товаров и услуг в будущем.

Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

4. Обязательная предустановка российского программного обеспечения с 1 июля 2020 года

Президентом Российской Федерации 2 декабря 2019 года был подписан закон, который, согласно заявлениям его авторов, направлен на защиту интересов российского бизнеса и пресечение злоупотреблений со стороны крупных иностранных компаний, работающих в сфере информационных технологий. Основная идея Закона – обеспечить обязательную предустановку российского софта на определенные виды технических устройств.

Закон позволяет Правительству РФ самостоятельно определять:

  • порядок составления и ведения перечня российского программного обеспечения, которое должно будет быть предварительно установлено на технически сложные товары (гаджеты);
  • конкретный перечень отдельных видов технически сложных товаров, для которых предварительная установка российского программного обеспечения будет обязательна;
  • сам порядок предварительной установки.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что новое регулирование затронет смартфоны, компьютеры и телевизоры с функцией «Smart-TV».

Федеральный закон от 02.12.2019 № 425-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»

 5. За нарушение требований закона о хранении персональных данных россиян на территории страны компаниям будет грозить штраф до 18 млн рублей

Со 2-го декабря 2019 года вступил в силу Закон, вносящий изменения, направленные на ужесточение административной ответственности операторов персональных данных за нарушение требования о локализации персональных данных, установленного в ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Теперь отказ компаний локализовать персональные данные граждан на территории РФ будет наказываться административным штрафом до 6 млн рублей.

При этом Закон устанавливает увеличение размера административного штрафа за повторное нарушение требования о локализации персональных данных. В таком случае юридическим лицам будет грозить наложение административного штрафа до 18 млн  рублей.

Федеральный закон от 02.12.2019 № 405-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 6. Принят закон о цифровом нотариате

Законом вводится ряд важных изменений, связанных с предоставлением возможности совершения ряда нотариальных действий в электронной форме – удаленно, без личной явки к нотариусу.

К таким действиям будут отнесены, в том числе:

  • свидетельствование верности перевода документа на другой язык;
  • передача электронных документов физическим и юридическим лицам;
  • принятие в депозит безналичных денежных средств;
  • совершение исполнительной надписи для взыскания задолженности в бесспорном порядке;
  • обеспечение доказательств в виде осмотра информации в сети Интернет;
  • выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества.

Для совершения нотариального действия физическое лицо должно будет направить нотариусу через Единую информационную систему нотариата (либо через портал Госуслуг) заявление, удостоверенное усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением необходимых документов в электронной форме. После чего нотариус должен будет направить нотариальный документ в электронной форме, предварительно осуществив необходимую проверку достоверность электронной подписи.

Федеральный закон от 27.12.2019 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

7. Российские граждане могут быть признаны иностранными агентами

 В декабре вступили в силу изменения, связанные с фигурой иностранного агента. В соответствии  с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статус иностранного агента может получить гражданин РФ в случае распространения им контента иностранного средства массовой информации или в случае участия в его создании. Условием признания гражданина иностранным агентом является получение им денежных средств или иного имущества из-за рубежа.

Законом устанавливается запрет для иностранных агентов по распространению каких-либо сообщений и материалов без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы или распространены таким иностранным агентом.

В случае, если будет установлено, что иностранное средство массовой информации нарушает установленные в законе  требования, к информационному ресурсу соответствующего СМИ может быть ограничен доступ. Помимо блокировки иностранное медиа может быть оштрафовано на сумму до 5 млн рублей. А признанный иностранным агентом гражданин – до 100 тыс. рублей.

Федеральный закон от 02.12.2019 № 426-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Федеральный закон от 16.12.2019 № 443-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

8. Внесены поправки в закон об электронной подписи

В конце декабря Президент РФ подписал закон, направленный на реформирование системы выдачи электронной подписи и ее использования.

Согласно принятым во втором чтении поправкам, выдавать УКЭП смогут следующие учреждения:

  • федеральная налоговая служба (ФНС) — юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
  • центробанк — финансовым организациям;
  • казначейство — госслужащим;
  • частные удостоверяющие центры — физическим лицам и юридическим лицам.

При этом закон устанавливает жесткие требования к удостоверяющим центрам, например:

  • минимальный размер собственных средств (капитала) удостоверяющих центров должен составлять не менее 1 млрд рублей (или 500 млн рублей при наличии филиалов не менее чем в ¾ субъектов РФ);
  • наличие финансового обеспечения ответственности (на случай нарушения порядка хранения ключей электронной подписи)— не менее 200 млн рублей;
  • удостоверяющие центры должны иметь в собственности аппаратные средства электронной подписи, а также лицензии на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных средств, на выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, а также техобслуживание шифровальных систем;
  • удостоверяющие центры должны будут подтверждать аккредитацию минимум каждые три года.

Таким образом, в целом, закон направлен на ужесточении правил выдачи усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), подготовленные изменения повысят требования к удостоверяющим центрам и приведут к уменьшению их количества. По мнению авторов документа, нововведения повысят качество работы удостоверяющих центров и уменьшат количество случаев мошенничества с электронными подписями.

Закон вступит в силу 1 июля 2020 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу 1  января 2021 года.

Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Материал подготовлен силами практики IP/IT Maxima Legal

Настоящее сообщение носит исключительно информационный характер и не является консультацией или иным результатом оказания юридических услуг. Просим Вас воздержаться от принятия юридически значимых решений, основанных исключительно на данном сообщении, которое по своему характеру не может учитывать всех фактических обстоятельств ведения Вашей деятельности и исчерпывающим образом описывать все относящиеся к Вашему случаю правовые нормы. Любые решения, основанные на данном сообщении, Вы принимаете исключительно на собственный страх и риск и соглашаетесь с тем, что Максима Лигал (ООО) не будет возмещать никакие связанные с этим убытки.

При необходимости получения профессиональной помощи по данному вопросу, пожалуйста, свяжитесь с нами.


*Всемирная Торговая Организация 

** Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Скачать обзор ключевых изменений в регулировании интеллектуальной собственности и IT за 2019 год >>>