Максим Али дал оценку поправкам в Закон об информации, вступающим в силу 1 октября 2020

Максим Али – старший юрист

С 1 октября 2020 года в силу вступят поправки в Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации, вводящие понятие «программное приложение» и предусматривающие порядок блокировки мобильных приложений, нарушающих авторские и смежные права. В итоговый законопроект также вошли также изменения норм об ограничении доступа к широкому перечню распространяемых с нарушением закона сведений (призывах к массовым беспорядкам, экстремизму, участию в незаконных публичных мероприятиях), в том числе к информационному ресурсу организатора распространения информации в сети.

Специально для «Адвокатской газеты» руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права Maxima Legal Максим Али прокомментировал законодательную новеллу, отметил, что юридическая техника поправок к Закону об информации традиционно остается крайне низкой.

«Наряду с информационными системами и программами для ЭВМ законодатель вводит две новые сущности: программные приложения и информационные ресурсы, на которых они размещаются. Речь, по всей видимости, идет о мобильных приложениях и маркетплейсах, – предположил эксперт. – Удивительно, что понятийный аппарат закона, по мнению депутатов, регулярно требует постоянного пополнения. В пояснительной записке даже прямо указывается, что поправки вносятся в целях устранения правовой неопределенности. Хотя, на мой взгляд, формирование единообразной практики – это, скорее, задача Верховного Суда».

Максим Али также предположил, что законодатель мог исходить из необходимости установить между владельцем мобильного приложения и маркетплейсом примерно те же отношения, которые «блокировочное» законодательство устанавливает для сайтов и хостинг-провайдеров. Итоговой целью является, конечно, блокировка незаконных мобильных приложений, уверен эксперт. Максим подчеркнул, что «говоря о защите правообладателей, Госдума не забыла включить в Закон об информации поправки, защищающие государство. Для целей блокировки информации о митингах и экстремистских сведений предлагается беспрецедентная мера – блокировка маркетплейса хостинг-провайдером. Сработает ли этот инструмент технически – неизвестно. Но, возможно, юридически он получит свое распространение на другие основания блокировок, чтобы госорганы могли добиваться быстрой зачистки маркетплейсов от неугодных мобильных приложений».

По его мнению, необходимо задуматься о том, действительно ли существует проблема игнорирования маркетплейсами требований об удалении спорных приложений.  «Если вы попробуете найти заблокированный LinkedIn в российском AppStore, то это вам вряд ли удастся. Выходит, поправки могут быть не столь актуальны», – пояснил Максим Али.

Ознакомиться с материалом можно на сайте «Адвокатской газеты» >>>