Максим Али рассказал АПИ, как защитить объекты, на которые не распространяются авторские права

Максим Али – партнер

Согласно действующему Гражданскому кодексу РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования и геологическую информацию о недрах. Специально для Агентства правовой информации (АПИ) Максим Али, руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права Maxima Legal, рассказал, как создатели подобных объектов могут защитить свои разработки.

Максим Али, партнер, руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права:

«Концепции, методы и иные подобные объекты не охраняются авторским правом, но могут быть защищены через, например, патентование. Но это возможно, только когда представлено новое техническое решение. А названия, логотипы и другие элементы внешнего вида (айдентики) регистрируются как товарные знаки – это универсальный подход, который работает как для защиты телепередач и игр, так и любого другого, даже не развлекательного бизнеса.

Бизнес-процессы и планы сложнее всего подвержены патентованию в силу прямых запретов, которые содержатся в российском и зарубежном праве. Один из вариантов защиты – признать их ноу-хау. Проблема в том, что ноу-хау должно быть конфиденциальным. Поэтому если ваши процессы находятся на виду (в ресторане это может быть последовательность обслуживания клиентов или ее «фишки»), то этот механизм уже не будет работать.

Внешний вид униформы или типичный интерьер опять же можно зарегистрировать в качестве товарных знаков, устройства для оповещения о готовности заказа или вызова официантов – запатентовать, а с авторами меню и других материалов – заключить договора об отчуждении прав.

В любом случае надо понимать, что юридические меры защиты почти никогда не являются всеобъемлющими. Они не устраняют других конкурентов с рынка навсегда и в полном объеме. Регулярный выпуск обновленных версий на рынок может оказаться более прибыльным, чем чрезмерные траты на защиту единственного устаревшего продукта. Поэтому стоит уделять отдельное внимание тому, не остановилась ли компания на месте в попытке защитить те разработки, которые уже не нужны рынку».

Ознакомиться с материалом на сайте АПИ >>>