Максим Али выступил с критикой законопроекта о разрешении потребительских споров онлайн 

Максим Али – партнер

В Госдуму внесен законопроект, вводящий порядок досудебного онлайн-урегулирования потребительских споров. Документ предполагает создание отдельного сервиса госуслуг, обеспечивающего процессы предъявления, рассмотрения и удовлетворения требований по спорам, связанных с куплей-продажей в интернете товаров и услуг. При этом в случае выбора рассмотрения спора онлайн, альтернативные варианты разрешения конфликта станут недоступны.

По мнению партнера Maxima Legal Максима Али, основная проблема проекта закона в том, что сервис станет просто площадкой для делопроизводства по претензиям потребителя и не будет давать даже рекомендательного решения конфликта. «В связи с этим возникает вопрос: в чем смысл участия сторон в разбирательстве такого формата и чем этот сервис будет более интересен для сторон, чем обычная электронная почта?» — пояснил эксперт «Адвокатской газете». При этом Максим напомнил, что более ранние редакции документа предусматривали освобождение бизнеса от потребительского 50%-ного штрафа, если тот добросовестного участвовал в споре через госуслуги.

Кроме того, эксперт обратил внимание на чрезмерную детализацию функций, которые должен выполнять сервис, сложность в восприятии документа непрофессионалом и ряд спорных условий, включая необходимость применения усиленной электронной подписи. С точки зрения Максима Али, использование простой электронной подписи расширило бы число пользователей сервиса. «Удивительно, что законодатель больше заботится о достоверности данных в ситуации, когда спор идет, например, о бракованном утюге», — подчеркнул Максим, отметив, что простой подписью можно, например, подписать согласие на медицинское вмешательство (или отказ от такого вмешательства).

Ознакомиться с материалом можно на сайте «Адвокатской газеты» >>>