24 сентября 2026 года Минфин России внес в Правительство РФ бюджетный пакет на ближайшие 3 года. Среди инициатив — установить для ПИФ обязанность уплачивать налог на прибыль с получаемых пассивных доходов. Ранее появились новости о претензиях налоговых органов к пайщикам действующих ЗПИФ в части получения необоснованной налоговой выгоды.
Сейчас ПИФы не платят налог на прибыль, а налоговые последствия возникают при выплате дохода пайщикам. Это позволяет длительно реинвестировать всю прибыль внутри фонда без уплаты налога в моменте. По мнению Минфина, такая конструкция создает предпосылки для структурирования владения активами через ПИФы с целью оптимизации налогообложения.
10 сентября 2026 года на экспертном совете при ФНС России ведомство озвучило позицию: ЗПИФ не запрещается, но требуется найти границу между легитимным структурированием бизнеса и неправомерным использованием данного инструмента.
Одновременно мы начали получать сообщения от управляющих компаний: фискальные органы приступили к проверкам пайщиков единоличных ЗПИФ. Это подтверждает, что налоговые органы перешли от обсуждения критериев к практическим действиям. УК отмечают повышенное внимание инспекций к фондам с единоличным пайщиком, сделкам с взаимозависимыми лицами и срокам владения активами.
И вот, наконец, были предложены обсуждаемые поправки в НК РФ, которые полностью меняют налоговую архитектуру ПИФов: вместо отложенного налогообложения на уровне пайщиков появляется текущее налогообложение пассивных доходов на уровне фонда с последующим зачетом против налогов, уплачиваемых пайщиками (для физических лиц – по ставкам 13-22%, для юридических лиц – по ставке 25%).
Что делать пайщикам существующих ЗПИФ
В условиях предлагаемых изменений (отмена возможности безналогового реинвестирования доходов ЗПИФ и повышение ставок НДФЛ по пассивным доходам до 13-22%) еще большую актуальность приобретает структурирование владения активами с использованием личного фонда.
Доходы личного фонда облагаются налогами по ставкам, не превышающим 15%, а выплаты бенефициарам-физическим лицам в большинстве случаев освобождены от налогообложения НДФЛ. В текущих реалиях данный режим является наиболее преференциальным из доступных для структурирования владения частными активами.