Обзор изменений в сфере IT за 1 полугодие 2021 года

СКАЧАТЬ LEGAL ALERT: ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ IT ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2021 ГОДА >>>

Представляем вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования персональных данных за 1 полугодие 2021 года:

Настоящее сообщение носит исключительно информационный характер и не является консультацией или иным результатом оказания юридических услуг. Просим вас воздержаться от принятия юридически значимых решений, основанных исключительно на данном сообщении, которое по своему характеру не может учитывать всех фактических обстоятельств ведения вашей деятельности и исчерпывающим образом описывать все относящиеся к вашему случаю правовые нормы. Любые решения, основанные на данном сообщении,  вы принимаете исключительно на собственный риск и соглашаетесь с тем, что Максима Лигал (ООО) не будет возмещать никакие связанные  с этим убытки.

При необходимости получения профессиональной помощи по данному вопросу, пожалуйста, свяжитесь с нами с помощью контактов, указанных в настоящем сообщении.

 

>>> ИНОСТРАННЫЕ ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИИ ТЕПЕРЬ ОБЯЗАНЫ ЛОКАЛИЗОВАТЬСЯ В РОССИИ

С 1 июля 2021 года вступили в силу поправки о статусе зарубежных интернет-компаний, ведущих свою деятельность на территории России.

Как утверждают авторы пояснительной записки, нововведения продиктованы тем, что иностранные компании (в том числе интернет-гиганты Google, Facebook, Twitter) игнорируют требования российского законодательства в сфере распространения информации.

Ключевые моменты нового закона представлены ниже.

  1. На кого распространяется закон:
  • владельцы сайтов, информационных систем, облачных сервисов,
  • хостинг-провайдеры,
  • операторы рекламных систем, если посещаемость ресурса более 500 тысяч в сутки, и деятельность направлена на российских граждан*.
  1. Действия, которые нужно предпринять иностранной компании:
  • обеспечить свое присутствие в России: создать филиал / представительство / юридическое лицо,
  • зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Роскомнадзора,
  • создать на своем ресурсе форму для обращений пользователей.
  1. Нарушения, которые будет отслеживать Роскомнадзор:
  • несоблюдение требований о локализации персональных данных российских пользователей,
  • невыполнение предписаний ограничить доступ к запрещенной информации,
  • невыполнение действий, указанных в пункте 2.
  1. Меры, которые Роскомнадзор может применить к нарушителям:
  • размещение на ресурсе информации для пользователей о том, что владелец ресурса нарушает российское законодательство,
  • частичная/полная блокировка сайта,
  • исключение ресурса из поисковой выдачи,
  • запрет сбора и трансграничной передачи персональных данных пользователей,
  • запрет на получение денежных средств от российских источников,
  • запрет размещать рекламу и быть объектом рекламирования.

* Под этим понимается: а) размещение информации на русском языке, б) размещение рекламы, направленной на российских граждан, в) обработка персональных данных российских граждан, г) получение денежных средств из российских источников.

Роскомнадзор активно боролся с нарушениями и до принятия закона. Напомним, что с марта продолжается принудительное «замедление» работы Twitter на устройствах пользователей. В начале апреля Twitter был трижды оштрафован за неудаление запрещенных материалов по статье 13.41 Кодекса об административных правонарушениях. Максимальная сумма штрафа по статье составляет 15 млн рублей.

В мае истек установленный Роскомнадзором срок для удаления запрещенных материалов. По результатам проверки было принято решение не блокировать Twitter, поскольку большинство противоправных материалов были удалены. Однако ведомство сохранило замедление трафика на мобильных устройствах до выполнения предписаний в полном объеме.

Роскомнадзор отметил, что не исключает применение аналогичной тактики в отношении Facebook и YouTube.

Также напоминаем, что 1 февраля 2021 года соцсети обязаны самостоятельно выявлять и блокировать запрещенную информацию.

Подробнее – в нашем обзоре за 4 квартал 2020 года >>>

Федеральный закон от 01.07.2021 № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации»

Информация от 17 мая 2021 года на официальном сайте Роскомнадзора

 

>>> ДОХОДЫ ОТ КРИПТОВАЛЮТЫ ПЛАНИРУЕТСЯ ОБЛОЖИТЬ НАЛОГОМ

17 февраля 2021 года Госдума в первом чтении приняла законопроект о налогообложении цифровых финансовых активов (ЦФА). Авторы инициативы утверждают, что по причине распространения технологии «блокчейн» и увеличения числа случаев ее использования необходима определенность в части ее налогообложения.

Так, цифровую валюту предложено признать имуществом в целях налогообложения.

Если у резидента сумма операций с цифровой валютой за календарный год превысит 600 тыс. рублей, ему необходимо сообщить об этом налоговому органу и представить отчет о совершенных операциях.

Если налогоплательщик не представит информацию, на него может быть наложен штраф в размере 10% от суммы операций с цифровой валютой. Если же налогоплательщик не заплатит налог по операциям с криптовалютой, размер штрафа составит 40% суммы от неуплаченного налога.

Напомним, что закон о ЦФА вступил в силу 1 января 2021 года (за исключением отдельных его положений).

Более подробно об этом законе в нашем обзоре за 3 квартал 2020 года >>>

Проект Федерального закона № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

 

>>> ПРАВИЛА О ПРЕДУСТАНОВКЕ РОССИЙСКОГО СОФТА НА «УМНЫЕ» УСТРОЙСТВА ВСТУПИЛИ В СИЛУ

С 1 апреля 2021 года вступили в силу поправки в Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». С этого момента все реализуемые потребителям «умные» устройства должны быть оснащены приложениями российского происхождения или стран — членов ЕАЭС. Аналогичное требование действует с 1 июля 2021 для поисковых систем, которые используются браузерами.

Приложения и поисковик по умолчанию могут быть установлены заранее или предлагаться для установки при активации устройства. Перечень программ для предустановки ведет Правительство РФ.

Продажа устройств без возможности установить российское ПО влечет административную ответственность в виде штрафа:

  • 30 – 50 тыс. рублей для должностных лиц;
  • 50 – 200 тыс. рублей для юридических лиц.

Помимо собственно предустановки программ изготовитель обязан реализовать две опции:

  • сохранение предварительно установленных программ приобновлении и техническом обслуживании устройства;
  • недискриминационные условия использования российских программ поотношению к иным.

Так, Минцифры разъяснило, как должно выглядеть недискриминационное отображение программ на устройстве пользователя. Основной принцип — равное количество действий для запуска и использования программы. Российские приложения должны находиться рядом с другими программами той же категории.

На фоне поправок некоторые производители сделали невозможным удаление российского ПО с устройств. Представители Минцифры прокомментировали, что считают такое решение неправильным, поскольку у пользователя должен быть выбор, какие программы ему использовать: российские, зарубежные или все вместе.

Федеральный закон от 22.12.2020 № 460-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» и Федеральный закон «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»

Федеральный закон от 24.03.2021 № 54-ФЗ «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1867 «О перечне отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин, порядке составления и ведения перечня российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров, и порядке их предварительной установки» (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1102)

Разъяснения от 15 марта 2021 года на официальном сайте Минцифры

Разъяснения от 31 марта 2021 года на официальном сайте Минцифры

 

>>> СИСТЕМА УЧЕТА ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ НАЧНЕТ РАБОТАТЬ В 2022 ГОДУ

С 1 сентября 2022 года Роскомнадзор начнет вести систему учета рекламы, размещенной в Интернете.  Согласно пояснительной записке, цель нововведения – обеспечить прослеживаемость интернет-рекламы.

Лицо, разместившее рекламу в Интернете (за исключением социальной рекламы), будет обязано сообщить об этом в Роскомнадзор. Ведомство будет включать в информационную систему сведения о рекламодателях, распространителях рекламы и операторах рекламных систем.

Доступ к информации о рекламе получат антимонопольная служба, налоговая служба и само лицо, разместившее рекламу.

Срок хранения информации в системе составит 5 лет.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

 

>>> ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИЕ «УДАЛЕНКИ»

С 1 января 2021 года вступил в силу закон, который вносит поправки в главу 49.1 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), посвященной регулированию дистанционного труда.

Несмотря на то, что удаленная работа была распространена и до пандемии, формально трудовое законодательство не позволяло многие конструкции, которые существовали на практике.

Закон устраняет такие пробелы, а также делает регулирование более гибким.

Основные нововведения заключаются в следующем:

  1. Возможность трудиться дистанционно временно

Ранее ТК РФ буквально не позволял работнику трудиться «частично» дистанционно, т.е. совмещать работу на дому с работой в офисе в рамках одного трудового договора.

Фактически этот вопрос был предметом устной договоренности сторон.

Теперь можно договориться с работником о «частичной» удаленной работе.

  1. Смягчены требования к порядку обмена документами

Ранее ТК РФ предписывал сторонам при обмене документами использовать УКЭП*.

В новой редакции стороны вправе обмениваться документами в любой форме за исключением некоторых случаев. Например, при заключении и расторжении трудового договора стороны должны использовать УКЭП или УНЭП**.

Конкретные требования к документообороту могут быть установлены трудовым договором, локальным актом.

* усиленная квалифицированная электронная подпись
** усиленная неквалифицированная электронная подпись

  1. Урегулирован вопрос обеспечения работника оборудованием

Ранее такая обязанность не была закреплена, и было неясно, кто должен нести эти расходы.

Теперь обязанность обеспечить работника необходимым для выполнения работы оборудованием возлагается на работодателя.

Если работник использует собственное оборудование, то работодатель обязан выплатить компенсацию.

  1. Устранена возможность установления дополнительных оснований для увольнения

Ранее ТК РФ позволял включать в трудовой договор с дистанционным работником дополнительные основания для увольнения по инициативе работодателя сверх тех, что установлены в ст. 81 ТК РФ.

Работодатели формулировали дополнительные основания весьма произвольно, и дистанционные работники фактически ущемлялись в правах по сравнению с обычными работниками.

Теперь закон устанавливает только 2 дополнительных случая расторжения трудового договора с дистанционным работником:

  • невыход работника на связь,
  • невозможность выполнения им работы в связи с перемещением в другую местность.
  1. Допускается перевод на «удаленку» без согласия работника висключительных случаях

Перевод по инициативе работодателя допускается только на время действия исключительных обстоятельств (катастрофы, аварии, эпидемии и т.п.).

Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях»

 

>>> ПОЛУЧИТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ПОДПИСЬ УДАЛЕННО МОЖНО БУДЕТ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ

Закон, предусматривающий возможность удаленной идентификации лиц в целях выдачи сертификата проверки электронной подписи (ЭП), вступит в силу 1 января 2022 года (вместо
1 апреля 2021 года, как планировалось ранее).

Напомним, что в действующей редакции Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющий центр может выдавать сертификаты проверки ключей ЭП только при личном присутствии заявителя.

Новая редакция закона позволяет удостоверяющему центру идентифицировать заявителя без личного присутствия c помощью:

  • действующего сертификата квалифицированной электронной подписи (КЭП);
  • биометрического паспорта гражданина РФ;
  • единой биометрической системы (ЕБС) и системы госуслуг (ЕСИА).

Если заявитель стремится получить сертификат УНЭП, то он может быть идентифицирован с помощью простой электронной подписи, полученной при личной явке.

Также в соответствии с законом ФНС России будет выдавать КЭП на безвозмездной основе, но только руководителям организаций, ИП и нотариусам. Получить КЭП в удостоверяющем центре ФНС России указанные лица могут лично начиная с 1 июля 2021 года.

Физические лица, а также представители организации по доверенности, как и ранее, будут получать КЭП в коммерческих удостоверяющих центрах.

Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Информация ФНС России от 12.05.2021

 

>>> ВСТУПИЛИ В СИЛУ: НОВЫЕ ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ, ЗАКОН О «РЕГУЛЯТОРНЫХ ПЕСОЧНИЦАХ» В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ

С 10 января 2021 года вступил в силу закон об административной ответственности провайдеров и владельцев сайтов за невыполнение обязанности по ограничению доступа или удалению запрещенной информации.

С 28 января 2021 года вступил в силу закон о порядке установления экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций.

Подробнее о нововведениях в нашем обзоре за 3 квартал 2020 года >>>

Федеральный закон от 30.12.2020 № 511-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»

 

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН СИЛАМИ ПРАКТИКИ IP/IT MAXIMA LEGAL

Обзор изменений в сфере персональных данных за 1 квартал 2020 года


МАКСИМ АЛИ
партнер
Maxima Legal

Е m.ali@maximalegal.ru

 

 

СКАЧАТЬ LEGAL ALERT: ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ IT ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2021 ГОДА >>>