Принят закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
С 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее – Закон).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Таким образом, он будет являться основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере закупок, и заменит Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).
В целях информационного обеспечения контрактной системы предусматривается введение единой информационной системы. Информационная система будет решать целый ряд задач, предусмотренных Законом. Также предусмотрена довольно обширная структура информационной системы, начиная от плана закупок и заканчивая информацией о складывающихся на товарных рынках ценах. Нормативно-правовое регулирование, касающееся технических моментов её функционирования, будет осуществляться Правительством РФ.
Интересно отметить, что в отличие от предыдущего Закона № 94-ФЗ, новый Закон вводит широкий перечень принципов контрактной системы в сфере закупок, каждый из которых раскрывается в отдельной статье. К таким принципам относятся принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Законом предусмотрены такие требования к государственным и муниципальным заказчиками как планирование закупок, их обоснование, нормирование и общественное обсуждение. Таким образом, законодатель стремится более полно урегулировать процедуру осуществления закупок товаров, работ и услуг, приобретаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливая дополнительные требования для заказчиков.
Изменения коснутся и самой процедуры заключения и содержания контрактов. В частности, ряд новых требований установлен для участников (статья 31 Закона), например, обязанность предоставлять сведения о выгодоприобретателях, если начальная цена контракта превышает размер, установленный Правительством РФ (статья 34 Закона).
Интерес также представляет порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Статья 22 Закона устанавливает ряд методов для обоснования цены: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод. При этом метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным, использование иных методов возможно лишь в прямо предусмотренных законом случаях.
Более четко описан порядок обеспечения заявок, установление требований к которому является обязанностью заказчика. Обеспечивать заявки можно будет путем внесения денежных средств или предоставления банковской гарантии. Кроме того, заказчик обязан также устанавливать требования об обеспечении исполнения заказов.
Существенное изменение представляет собой правило об оценке заявок. С введением нового Закона при оценке заявки обязанностью заказчика является использование, как минимум, двух критериев. При этом изменению подвергся сам перечень критериев, но обязательным по-прежнему остается цена.
Стоит отметить, что Закон вводит новые способы осуществления закупок. По сравнению со способами, предусмотренными в Законе № 94-ФЗ, вводятся такие способы как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений.
Конкурс с ограниченным участием в соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона может проводиться в случаях если товары (работы, услуги) могут быть поставлены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации, а также если работы касаются сохранения памятников культурного наследия, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и т.п. Его отличие от открытого конкурса в том, что к участникам конкурса с ограниченным участием Правительство может предъявлять дополнительные требования. Для того, чтобы выяснить соответствие участников дополнительным требованиям, участники должны пройти предквалификационный отбор.
Двухэтапный конкурс также проводится в специально предусмотренных законом случаях (ст. 57 Закона). Необходимость введения подобного способа обусловлена тем, что в отношении ряда закупок у заказчика может возникнуть необходимость уточнить характеристики объекта или критерии оценки заявок. Порядок проведения конкурса отражен в названии и включается в себя два этапа: на первом участники подают заявки, которые могут не содержать информацию о цене, на втором, после уточнения заказчиком требований к объекту или критериев оценки, подаются скорректированные должным образом заявки тех же участников конкурса.
Что касается такого способа осуществления закупок, как запрос предложений, то, в целом, данный способ очень схож с уже существующим запросом котировок. Однако отличие состоит в порядке определения победителей. Если при запросе котировок победитель определяется исходя из цены, то при запросе предложений побеждает участник, представивший окончательное предложение, которое наилучшим образом отвечает потребностям заказчика (статья 83 Закона).
Кроме того, законодатель отказался от проведения открытого аукциона не в электронной форме. Теперь возможны такие виды аукциона, как закрытый или электронный.
Также следует отметить, что в случае уклонения победителя от конкурса от заключения контракта, заказчик больше не сможет обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению контракта – он сможет только подать иск о возмещении убытков.
Что касается срока, в течение которого может быть подана жалоба на нарушения, допущенные при проведении закупок, то он увеличен до 10 дней.
См.:
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».