Приняты законодательные поправки, направленные на совершенствование механизма миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства

В Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ внесены уточнения и дополнения, касающиеся определения стороны, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, а также определения места пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (изменения вступили в силу 25.03.2011 г.).

Местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ теперь признаются также помещение, учреждение или организация, в которых данное лицо находится, и (или) по адресу которых оно подлежит постановке на миграционный учет.

Принимающей стороной могут выступать:

  • гражданин Российской Федерации;
  • постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства;
  • юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица;
  • федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления;
  • дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации;
  • международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Законом дополнено понятие принимающей стороны: иностранный гражданин может выступать в качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи при условии, что он является высококвалифицированным специалистом и имеет в РФ на праве собственности жилое помещение.

Таким образом, предоставление высококвалифицированному иностранному специалисту права выступить для членов своей семьи принимающей стороной не зависит от того, приобрел ли данный иностранный гражданин статус постоянно проживающего в РФ. Значимым будет являться факт наличия у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение на территории РФ (вне зависимости от его площади).

Также увеличен срок, в течение которого иностранный гражданин, временно проживающий или временно пребывающий в РФ, либо принимающая их сторона обязаны предпринять необходимые действия по постановке на миграционный учет данных граждан. Теперь данный срок составляет 7 дней (ранее – три).

Следует отметить, что, по общему правилу, необходимые мероприятия, связанные с постановкой на миграционный учет, осуществляет принимающая сторона путем представления в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранца в место пребывания. Исключение составляют случаи, когда обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания возложена на иностранных граждан непосредственно Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ):

  • при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета;
  • при желании иностранного гражданина заявить в качестве своего места пребывания жилое помещение на территории РФ, находящееся в собственности у иностранного гражданина;
  • при желании постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина самостоятельного уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением (обязательно письменное согласие принимающей стороны).
  • Также с 25 марта 2011 года законодатель решил отказаться от привлечения к ответственности за нарушение правил миграционного учета иностранцев, которые не были поставлены на учет по месту пребывания (за исключением некоторых прямо определенных законом случаев). Такой подход представляется логичным, поскольку, как было отмечено выше, обязанность по обеспечению постановки иностранцев на миграционный учет по месту пребывания в большинстве случаев возложена на принимающую сторону, а не на иностранного гражданина.

Иностранным гражданам, приглашенным в РФ с деловой или гуманитарной целью, для осуществления трудовой деятельности и привлекаемым для преподавательской деятельности в государственных вузах (за исключением духовных образовательных учреждений), не требуется получать разрешение на работу, для названной категории иностранных граждан предусмотрена выдача обыкновенной деловой и обыкновенной гуманитарной виз.

См.: Федеральный закон от 20.03.2011 N 42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 21.04.2011 N 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 25.6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».