Созданы равные условия для отечественных производителей и импортеров транспортных средств в отношении уплаты утилизационного сбора

Напомним, что в рамках приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) относительно пошлин на импорт автомобилей в Россию велись активные переговоры, и в результате Россия снизила указанные пошлины. При этом Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон) был дополнен ст. 24.1, которая вступила в силу с 1 сентября 2012 г., и на законодательном уровне в РФ был введен так называемый утилизационный сбор.

Согласно Закону за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное (изготовленное) в России, в целях обеспечения экологической безопасности уплачивается утилизационный сбор. Плательщиками утилизационного сбора являются лица, которые:

•    ввозят транспортные средства в РФ;
•    производят, изготавливают транспортные средства на территории РФ;
•    приобретают транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор, или у лиц, не уплативших его в нарушение установленного порядка.

Однако п. 6 ст. 24.1 Закона предусмотрены исключения из правила, в соответствии с которыми, изначально, сбор не подлежал уплате в отношении транспортных средств, которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств.

Это положение и стало камнем преткновения между Российской Федерацией и Европейским союзом. Последний заявил о дискриминации в России европейских производителей и расценил утилизационный сбор как незаконный в рамках ВТО протекционизм отечественных автопроизводителей. По мнению Еврокомиссии, утилизационный сбор фактически представляет собой отмененные в ходе переговоров о вступлении России в ВТО таможенные пошлины на иномарки.

С целью урегулирования спорной ситуации и адаптации законодательства РФ к требованиям ВТО Федеральным законом от 21.10.2013 № 278-ФЗ «О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в новой редакции изложены положения статьи 24.1 Закона, в соответствии с которыми с 1 января 2014 года не будет применяться освобождение от уплаты утилизационного сбора в отношении транспортных средств:

•    произведенных и изготовленных организациями, принявшими на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;
•    ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеющих статус товаров Таможенного союза;
•    воздушных и водных судов, железнодорожного подвижного состава, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.

Таким образом, с 1 января 2014 г. правовое регулирование данного вопроса в отношении отечественных представителей автомобильной промышленности будет идентично положению иностранных компаний, которые при импорте автомобилей в Россию уплачивают утилизационный сбор при таможенном оформлении с 1 сентября 2012 г. Данное изменение законодательства приведет к исполнению Российской Федерацией своих обязательств как члена ВТО, а также, в конечном итоге, скажется на стоимости отечественных автомобилей в сторону ее увеличения в связи с тем, что в цену будет закладываться также и размер утилизационного сбора.

См.: Федеральный закон от 21.10.2013 № 278-ФЗ «О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».