Упраздняется Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Закон о поправке к Конституции РФ о Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ. Закон предусматривает образование Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ), в юрисдикцию которого будут входить не только гражданские, уголовные, административные дела, но и разрешение экономических споров, относящееся в настоящее время к компетенции арбитражных судов. Проект поправки не только предполагает упразднение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ), но и исключает из Конституции всякое упоминание об арбитражных судах. При этом сохранение системы федеральных арбитражных судов предусмотрено принятым во втором чтении проектом Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Поправка вступит в силу со дня ее официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Предполагается, что в течение шести месяцев с момента вступления поправки в силу («переходный период») будет упразднен ВАС РФ. При этом судьи ВАС РФ продолжат осуществлять свои полномочия до начала работы вновь образованного ВС РФ.

Новый ВС РФ будет состоять из 170 судей. Кандидатов на должности судей нового ВС РФ будет отбирать Специальная квалификационная коллегия, состоящая из 27 человек (по одному представителю президента, Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов и по три представителя от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации). Эта коллегия будет рассматривать заявления кандидатов и принимать решения по ним в течение «переходного периода». Отобранные коллегией кандидаты будут представлены президенту для назначения. Кандидаты на должности судей нового ВС РФ должны будут пройти квалификационный экзамен, который будет принимать Специальной экзаменационной комиссии, состоящая из 11 человек (три члена, избираемые общероссийскими общественными объединениями юристов, и по одному члену от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации). От сдачи экзаменов будут освобождены судьи и граждане, не являющиеся судьями, имеющие ученую степень кандидата или доктора юридических наук и почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Назначаться судьи нового ВС РФ будут Советом Федерации по представлению президента.

Закон представляет интерес с точки зрения юридической техники. Дело в том, что Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, – особый вид законодательных актов, для которых предусмотрен специальный порядок вступления в силу – одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Закон об упразднении ВАС РФ является именно таким Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, однако он содержит не только положения, изменяющие Конституцию, но и нормы, в Конституцию не инкорпорируемые (положение о численном составе ВС РФ, общее описание процедуры формирования первоначального состава ВС РФ). Но, поскольку эти нормы включены в закон о поправке к Конституции, на них распространяется режим принятия и вступления в силу, предусмотренный для таких законов. На практике это означает, что последующее изменение численности ВС РФ или процедуры формирования его первоначального состава может потребовать принятия нового Закона РФ о поправке к Конституции РФ, который не будет содержать никаких поправок к Конституции.

Представители юридического сообщества были достаточно единодушны в своей негативной оценке поправки к Конституции. Фактически она нарушает конституционный принцип несменяемости судей, поскольку предполагает прекращение полномочий действующих судей ВС РФ и ВАС РФ и формирование нового состава ВС РФ «с нуля».

На фоне объединения ВС РФ и ВАС РФ малозаметными остаются содержащиеся в том же Законе о поправке к Конституции положения, усиливающие прямое влияние президента на органы прокуратуры. Согласно действующей редакции Конституции генеральный прокурор назначается Советом Федерации по представлению президента, все иные прокуроры назначаются генеральным прокурором. Поправка распространяет на заместителей генерального прокурора порядок назначения, предусмотренный для генерального прокурора, и закрепляет за президентом полномочия по назначению всех иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров (самого нижнего звена системы прокуратуры РФ).

См.: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 27 ноября 2013 года «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»