Внесены поправки в Налоговый Кодекс РФ

Отдельный блок поправок посвящен вопросам борьбы с уклонением от уплаты налогов. В частности, вводятся новые обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов. Так, с 1 января 2015 г. налогоплательщики, представляющие налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, будут  обязаны передавать налоговому органу квитанцию о приеме документов, направляемых им последним, в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом. При этом за неисполнение данной обязанности предусмотрена ответственность вплоть до приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств.

Кроме того, с 1 января 2014 г. лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Конкретизирован срок, в течение которого с 1 января 2015 г. налоговый орган имеет право приостановить операции налогоплательщика по счетам в банке и переводы его электронных денежных средств при непредставлении последним налоговой декларации: в течение трех лет по прошествии 10 дней от установленного срока представления декларации, что должно внести определенность в противоречивую судебную практику.

Появились новые основания для истребования у налогоплательщиков пояснений: при камеральной налоговой проверке, проводимой на основе уточненной налоговой декларации с уменьшенной суммой налога, а также при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка. Поправки вступают в силу с 1 января 2014 г. Кроме того, с 1 января 2015 г. налоговый орган при выявлении противоречий в налоговой декларации по НДС будет вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы по дополнительным основаниям.

Изменения также коснулись положений о проведении налоговыми органами осмотров территорий, помещений, документов и предметов: с 1 января 2015 г. их могут проводить также при камеральной проверке налоговой декларации по НДС.

С 30 июля 2013 г. налоговые органы вправе вне рамок проверок запрашивать не только информацию о конкретной сделке, но и документы, а также уточнен адрес направления налоговым органом налогоплательщику корреспонденции: таковым, по общему правилу, будет являться юридический адрес организации.

Кроме того, с 30 июля 2013 г. введены новые основания для взыскания недоимки с зависимых (дочерних) обществ в счет основных (преобладающих, участвующих) и наоборот: с момента, когда организация (дочерняя (зависимая)/основная), за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества основной/дочерней (зависимой) организации и такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки.

При этом если денежные средства или иное имущество поступают на счета нескольких организаций, то взыскание недоимки производится с соответствующих организаций пропорционально поступившей им доле. Примечательно, что суд может признать организации иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка, и применить указанные положения.

Изменения коснулись информирования банками налоговых органов об открытии/закрытии счета, вклада (депозита), изменении их реквизитов: если ранее такая информация предоставлялась по организациям и индивидуальным предпринимателям, то с 1 июля 2014 г. банки будут обязаны ее предоставлять и по физическим лицам в течение трех дней со дня соответствующего события.

С вступлением в силу изменений (1 января 2014 г.) плательщики НДС (в том числе налоговые агенты) обязаны будут представлять в налоговые органы декларацию по установленному формату в электронной форме.

Кроме того, с 1 января 2014 г. из п. 1 ст. 119 НК РФ, устанавливающего ответственность за  непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, исключается указание на субъект правонарушения – налогоплательщика, что позволит привлекать по данной статье также иных лиц, для которых НК РФ устанавливает обязанность по представлению декларации.

Также, изменены порядок обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействий их должностных лиц, а также установленные НК РФ сроки. С 1.01.2014 г. вводится обязательное досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган.

Срок подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган увеличен с 3 месяцев до 1 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, а апелляционная жалоба может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (т.е. в течение 1 месяца с момента получения обжалуемого решения).

С 03 августа 2013 г. изменены сроки вступления в силу решений налоговых органов: решения о привлечении и об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в т.ч. решения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении 1 месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю), а в случае с консолидированной группой налогоплательщиков — ответственному участнику группы. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Кроме того, увеличен до 1 месяца срок на представление возражений по акту налоговой проверки и по акту об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, ранее они составляли 15 и 10 дней соответственно. Изменения вступили в силу 24 августа 2013 г. и применяются, если течение сроков не завершилось до дня вступления в силу закона.

Кроме того, предусмотрен специальный срок для направления требования об уплате  недоимок, сумма которых вместе с задолженностью по пеням и штрафам составляет менее 500 руб.: оно должно быть направлено не позднее 1 года со дня ее выявления (в отличие от общего правила — 3 месяца).

Существенно конкретизированы положения, касающиеся применения банковской гарантии: установлены требования к банкам, которые могут ее предоставлять и к самой банковской гарантии.

Наконец, установлены повышающие коэффициенты для исчисления суммы транспортного налога. Транспортный налог подлежит исчислению и уплате с учетом указанных коэффициентов с 1 января 2014 г.

См.:

Федеральный закон от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»

Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»