Вступил в силу очередной пакет поправок в антимонопольное законодательство

В число хозяйствующих субъектов включены физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход.

Внесен еще ряд изменений в понятийный аппарат антимонопольного законодательства. Детализированы вопросы, связанные с антимонопольным контролем за ценами, установленными на бирже. Внесены уточнения в перечень признаков группы лиц. Уточнено правовое регулирование соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов.

Внесен ряд изменений в нормы, регулирующие порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Предусмотрена возможность заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества (в т.ч. закрепленного за учреждениями и предприятиями) на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, без проведения конкурса. Размер арендной платы при этом будет определяться по результатам оценки рыночной стоимости объекта, а срок, на который перезаключается договор, должен составлять не менее трех лет. Арендодатель может отказать арендатору в реализации этого права только в случаях, специально предусмотренных законом.

Установлена процедура рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, а также дел о нарушении антимонопольного законодательства. Антимонопольному органу предоставлено полномочие выдавать предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства и предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Контроль за созданием и реорганизацией компаний и некоторыми сделками с акциями (долями) и активами компаний распространен на иностранных лиц и (или) организации, осуществляющие поставки товаров на территорию Российской Федерации в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю. Вместе с тем повышен минимальный порог для действий и сделок, требующих предварительного согласия антимонопольного органа. Такого согласия требуют реорганизация (слияние, присоединение) и сделки с акциями (долями) и имуществом, совершаемые лицами (группами лиц), чья суммарная стоимость активов превышает семь миллиардов рублей (ранее – три миллиарда) или чья суммарная выручка в предшествующем календарном году составила более десяти миллиардов рублей (ранее – шесть миллиардов). Внесены некоторые изменения в порядок представления и рассмотрения ходатайств и уведомлений о совершении сделок.

Отметим, что в части аренды государственного и муниципального имущества законодатель изменил нормативное регулирование, разъяснение о применении которого было дано Пленумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в конце прошлого года. В частности, судьи высшей инстанции указывали, что правило о заключении договора аренды государственного или муниципального имущества только по результатам проведения торгов не позволяет заключать договор аренды с уже имеющимся арендатором на новый срок без проведения таких торгов. Однако договор аренды, заключенный до вступления в силу нормы об обязательных торгах, может быть возобновлен на неопределенный срок по общим правилам Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того арендатор государственного и муниципального имущества обладает преимущественным правом на заключение договора на новый срок и может потребовать перевода на себя прав и обязанностей победителя торгов.

Кроме того в Постановлении Пленума ВАС РФ указывалось, что в случае приобретения арендатором арендуемого имущества обязанности продавца по передаче вещи уже являются исполненными, поскольку вещь находится во владении арендатора. В связи с этим право собственности переходит к покупателю с момента заключения договора купли-продажи и с этого же момента прекращаются арендные отношения. Исключением является находившаяся в государственной или муниципальной собственности земля, обязательства по внесению арендной платы за которую прекращаются с момента регистрации перехода права собственности на землю (в силу обязательности принципа платности землепользования).

См.:

Федеральный закон от 06 декабря 2011 года № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Постановление Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды».