Условия труда оценят в рамках новой процедуры
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон РФ «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее – Закон).
Его принятие было вызвано необходимостью создать более совершенную процедуру оценки условий труда на рабочих местах взамен действующей до этого аттестации рабочих мест.
Под специальной оценкой условий труда Закон понимает комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.
В главе 2 Закона подробно описана процедура проведения специальной оценки условий труда. Данная процедура проводится совместно работодателем и организациями по оценке условий труда, при этом обязанность по финансированию ложится на работодателя. Организация по специальной оценке условий труда должна отвечать ряду требований, в том числе состоять на учете в специальных реестрах.
В рамках первого этапа – подготовки к проведению оценки условий труда (статья 8 Закона) комиссия, специально созданная из представителей работодателя, определяет перечень подлежащих проверке рабочих мест. В целом, данный этап соответствует действующему до этого порядку по аттестации рабочих мест, в качестве новеллы законодательства можно выделить появление возможности для работодателя лично возглавить комиссию, а также требование о том, что число членов комиссии должно быть нечетным.
Вторым этапом процедуры специальной оценки условий труда является идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов, проводимая экспертами организации по специальной оценке условий труда в отношении тех рабочих мест, перечень которых был определен комиссией. В дальнейшем возможны два варианта развития событий: если экспертом не было выявлено потенциально вредных или опасных производственных факторов, то условия труда на данном рабочем месте признаются допустимыми и дальнейшие исследования не проводятся, если же потенциально вредные или опасные факторы были выявлены, то комиссия принимает решение о начале следующего этапа процедуры. Данные положения призваны упростить процедуру для тех работодателей, которые не предлагают рабочие места с неблагоприятными условиями труда.
На третьем этапе процедуры проводятся исследования и измерения фактических значений вредных или опасных производственных факторов, которые осуществляются работниками специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда. По результатам исследований осуществляется отнесение условий труда к классам (подклассам). Данное положение является одним из главных нововведений Закона.
В статье 14 нового закона выделяются 4 класса условий труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные, при этом вредные условия труда подразделяются на 4 подкласса. Ранее классификации подлежала лишь степень травмоопасности рабочих мест.
На работодателя возлагается обязанность в течение 30 дней после завершения процедуры ознакомить работников с ее результатами, а также выложить данные в сеть Интернет (при наличии собственного сайта).
В отношении тех рабочих мест, где не были обнаружены вредные и (или) опасные производственные факторы, работодателем составляются декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и подаются в территориальные отделения Федеральной службы по труду и занятости. Срок действия декларации составляет 5 лет.
В соответствии с переходными положениями, установленными статьей 27 Закона, аккредитованные в законном порядке до дня вступления в силу нового закона организации, оказывавшие услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся специальных разрешений (аттестатов аккредитации), но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.
Следует отметить, что если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев проведения внеплановой проверки.
Начиная с 1 января 2016 года на организации, осуществляющие специальную оценку условий труда, возлагается обязанность передавать сведения о результатах проведенных процедур в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда. В дальнейшем сведения, содержащиеся в информационной системе учете, будут использоваться Федеральной инспекцией труда и ее территориальными подразделениями.
Что касается ответственности за несоблюдение требований нового закона, то с 1 января 2015 года вступит в силу статья 5.27.1 КоАП, согласно которой за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение юридическому лицу грозит штраф до 80 тысяч рублей.
Подводя итог, можно предположить, что со вступлением в действие Закона процедура оценки условий труда на рабочих местах станет более эффективной.
См.:
Федеральный закон РФ «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ