Максим Али прокомментировал для Forbes поправки в законодательство, ограничивающие банковское облуживание бизнеса, ведущего продажи через заблокированные сайты и соцсети

6 июля 2022 года в Госдуму внесли законопроект о поправках в федеральный закон о противодействии отмыванию денег, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Предлагаемые изменения запретят банкам и другим финансовым организациям обслуживать компании, оказывающие услуги с помощью сайтов, доступ к которым ограничен. При этом сайты также должны быть включены в «Единый реестр запрещенных сайтов».

Партнер, руководитель практики IP/IT Maxima Legal Максим Али назвал поправки «техническими», так как в 2021 году Совет Федерации одобрил, а президент России Владимир Путин уже подписал похожие изменения в тот же федеральный закон. В частности, прошлогодняя редакция НПА обязала банки прекращать операции, если их клиенты оказывают услуги через запрещенные сайты, в том числе владеют доменами таких сайтов. Как отметил Максим, пока эта поправка находится в спящем режиме. «В ноябре 2021 года Банк России отложил ее исполнение — сначала до 1 апреля 2022 года, а затем до конца 2022 года. Это связано с тем, что ЦБ прорабатывает вопрос, как эффективнее всего уведомлять банки о том, что предприниматель работает, используя запрещенные сайты», — специально для Forbes Russia объяснил эксперт Maxima Legal.

По словам Максима, новые поправки дополнят прошлые и обяжут финансовые организации учитывать не все запрещенные сайты, а лишь те, к которым действует ограничение доступа. Это уточнение позволит исключить «необоснованный запрет» на банковское обслуживание ряда клиентов, например, крупных платформ VK и Avito, отдельные страницы которых есть в «Едином реестре» среди запрещенных, но доступ к ним не ограничен, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также Максим Али обратил внимание на то, что домены принадлежащих Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена) соцсетей Instagram и Facebook внесены в два реестра — «Единый реестр запрещенных сайтов» и реестр информации, распространяемой с нарушением закона в части статей 15.3 и 15.3–1 Федерального закона 149 (об информации, информационных технологиях и защите информации). Доступ к доменам Instagram и Facebook ограничен только во втором. Однако в поправках к закону об отмывании денег говорится именно о сайтах из первого, «Единого» реестра, где доступ к доменам Instagram и Facebook не ограничен, поэтому, если законопроект примут, от банков не потребуется блокировать платежи, которые идут через эти площадки, подчеркнул Максим.

Кроме того, как отметил эксперт, из формулировки в поправках неясно, какие компании имеются в виду под теми, кто «оказывает услуги с помощью» запрещенных сайтов, доступ к которым ограничен, и как банкам их отслеживать. «Общее правило, как определять такие услуги, не сложилось. Его [определения таких услуг] нет в законе и от его формулирования пока что воздерживается ЦБ РФ в своих разъяснениях», — прокомментировал Максим Али. В то же время, по его мнению, намного проще оценить попадают ли под формулировку блогеры, разъяснения по этому вопросу можно найти на этот вопрос можно найти в базе «КонсультантПлюс». «Банку России задавали вопрос, как быть с использованием сайтов, где размещается реклама [в случае если они запрещены и доступ к ним ограничен]. И он ответил, что к распространению рекламы на таких сайтах эти нормы [в поправках к закону об отмывании денег] не применяются», — объяснил Максим.

Ознакомиться с материалом на сайте Forbes >>>