Новый закон о государственной регистрации недвижимости

13 июля 2015 года был принят Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который представляет собой завершающий этап реформирования системы учета и регистрации недвижимости в Российской Федерации.

Новый Закон о государственной регистрации недвижимости вступает в силу с 1 января 2017 года за исключение отдельных положений, вводящихся в действие не позднее 1 января 2020 года.

Рассматриваемый законодательный акт завершает целую череду реформ, начало которых было положено принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Именно закон о государственном кадастре недвижимости ввел единую федеральную систему кадастра как для земельных участков, так и для зданий, строений и сооружений. При этом ранее кадастровый учет земельных участков осуществлялся по федеральным правилам, а расположенных на них объектов недвижимости – по региональным, что зачастую порождало множество мелких правовых и технических коллизий.

Следующий этап реформ был связан с подписанием Президентом Указа от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», в соответствии с которым были упразднены Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации были возложены на Федеральную регистрационную службу (переименованную по этому случаю в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии).

Создание единого органа, на который были возложены функции по координации учета всех без исключения объектов недвижимости, неразрывно связанных с землей, а также прав и сделок с таким имуществом, во многом способствовало систематизации и упрощению административных процедур, хотя, очевидно, прежде всего преследовало цели упорядочения процесса налогообложения по налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

Принятие же нового Закона о государственной регистрации недвижимости – следующий и последний этап, призванный окончательно объединить кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, а также подготовить техническую базу для взимания единого налога на недвижимость, если последний все же будет введен.

Вместо государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним предполагается введение единого государственного реестра недвижимости, который в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений.

В общем виде существующие административные процедуры, связанные с учетом и регистрацией недвижимости, в новом Законе о государственной регистрации недвижимости не подверглись существенному пересмотру, хотя в некоторых случаях можно говорить об упрощении или сокращении сроков таких процедур.

Безусловно, еще рано делать прогнозы о том, как рассматриваемый федеральный закон будет применяться на практике (и о том, в каком виде он в конце концов вступит в силу в начале 2017 года). Пока же хотелось бы надеяться, что почти полтора года – достаточный срок для «внутренней» перестройки всей системы учета и регистрации недвижимости. В противном случае упрощение процедур в рассматриваемой сфере может обернуться (как уже случалось) очередным временным коллапсом.

См.: Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»