Отказ в государственной регистрации организации допускается в случае несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона

Помимо поправок в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», расширяющих перечень требований к символике и названию общественных объединений, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на усиление ответственности за нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации, незаконное ношение государственных наград, незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов, внесено важное изменение в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Установленный п. 1 ст. 23 Закона исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается отказ в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, дополнен пп. “ж” – “несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона”. Таким образом, в сущности, возможен отказ в государственной регистрации вследствие несоблюдения предусмотренных п.п. 3 и 4 ст. 1473 ГК РФ требований к фирменным наименованиям.

Напомним, что согласно п. 3 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

В соответствие с п. 4 ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

  1. полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
  2. полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  3. полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
  4. полные или сокращенные наименования общественных объединений;
  5. обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом до внесения указанных поправок п. 5 ст. 1473 ГК РФ было установлено лишь одно последствие несоблюдения указанных выше требований: предъявление регистрирующим органом к юридическому лицу иска о понуждении к изменению фирменного наименования.

Кроме того, п. 3 ст. 1474 ГК РФ запрещается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Таким образом, учитывая, что использование фирменного наименования презюмируется с момента государственной регистрации юридического лица, практика может сложиться таким образом, что регистрирующий орган будет отказывать в государственной регистрации как в силу противоречия указанным выше нормам, так и в силу наличия фирменного наименования другой коммерческой организации, зарегистрированной в ЕГРЮЛ ранее.

См.: Федеральный закон от 19.05.2010 N 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды»