Внесены существенные изменения в положения главы 54 Гражданского кодекса РФ о договоре коммерческой концессии (франчайзинга)

В соответствии с внесенными изменениями договором коммерческой концессии (франчайзинга) могут быть предусмотрены дополнительные ограничения прав пользователя по этому договору.

В частности, допускается включать в текст договора обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей.

Ранее подобное ограничение признавалось ничтожным и не могло быть использовано правообладателем.

Кроме того, в настоящее время Гражданский кодекс РФ допускает включение в текст договора франчайзинга обязательства пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории, что ранее также вызывало вопросы и порождало противоречивую практику.

Значительные изменения внесены в положения о праве пользователя на заключение договора коммерческой концессии на новый срок. Напомним, что в настоящее время до вступления в силу последних поправок правообладатель вправе отказать в заключении договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока данного договора он не будет заключать с другими лицами аналогичные договоры коммерческой концессии и соглашаться на заключение аналогичных договоров коммерческой субконцессии, действие которых будет распространяться на ту же территорию, на которой действовал прекратившийся договор. В случае, если до истечения трехлетнего срока правообладатель пожелает предоставить кому-либо те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, он обязан предложить пользователю заключить новый договор либо возместить понесенные им убытки. При заключении нового договора его условия должны быть не менее благоприятны для пользователя, чем условия прекратившегося договора.  

Согласно последним изменениям до одного года сокращается срок, в течение которого правообладатель, отказавший пользователю в заключении договора коммерческой концессии на новый срок, должен воздерживаться от заключения схожего договора коммерческой концессии с теми же правами пользователя и условиями. В случае нарушения данного условия пользователь вправе потребовать по своему выбору в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор коммерческой концессии, или только возмещения таких убытков.

Кроме того, отныне допускается расторжение договора франчайзинга любой из сторон до истечения установленного законом шестимесячного срока с момента уведомления другой стороны об указанном расторжении  — в случае, если договором установлена возможность его прекращения уплатой отступного и при условии уведомления другой стороны не позднее чем за тридцать дней до даты расторжения договора.

Представленные изменения вступают в силу с 21 октября 2011 года.

См.: Федеральный закон от 18.07.2011 N 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации».